Интервью N57-3
Собеседник: Владлен, около 50-60 лет. Интервью проведено у входа в жилище, где проживает семья субъекта. Интервьюируемый спокоен, сидит с нейтральным, несколько скучающим выражением лица. Рядом занимается вышиванием сын субъекта, недоверчиво посматривая на исследователей.
Зиновьева: Сколько у вас оленей?
Владлен: Стадо, наверное, три тысяч оленей здесь.
Зиновьева: Ого.
Хатанзеев: (рация, внутренняя связь) Ты что, для такого места, чтоб у одной семьи столько... Мы либо наткнулись на главного местного кулака, хе-хе, либо он тебя не так понял.
Зиновьева: Хорошо... Я имею ввиду, у вас самих сколько оленей? У тебя, у твоей семьи.
Владлен: А! У нас десять. Десять, двенадцать. Вот стоят, за домом, вы немного видите. Послушные у нас... у всех нас, послушные, далеко не отходят. Кто хозяйская семья, чувствуют.
Зиновьева: А вон эти? Чьи, соседские? Почему беспризорные?
Д-р Зиновьева указывает на двух северных оленей, бредущих в их сторону по пустой улице, образованной «стенами» куполообразных традиционных домов и заборчиками, обособляющими отдельные дворы — и те, и те в качестве материала используют шкуры. В темноте видны силуэты, множество ярких парных огоньков: около тридцати жителей пристально наблюдают за происходящим. При этом у обоих оленей глаза не видны — совершенно не отражают света.
Владлен: Как же, ведь я за ними присматриваю, другие присматривают. Это, так-так, знакомого моего олени, его сын моей дочки хороший друг, нас оба внуки вместе играют.
Субъект насвистывает короткую мелодию. Одна из особей поднимает голову, хлопает ушами и целенаправленно направляется к нему. Вторая робко идёт позади. При приближении становится видно, что у животных, действительно, полностью отсутствуют глаза.
У первого оленя обрубки рогов замотаны шерстяной тканью и туго затянуты верёвочками из сухожилий. Рога второго нетронуты.
Владлен: У нас они послушные олени. Этому я рога пилил.
Хатанзеев: Десять оленей маловато будет, разве нет? На поверхности у нас, знаете, одной семье сто оленей это самый необходимый минимум. Двести — лучше, а то вдруг мор будет, с запасом чтобы, да и рога заготавливать...
Интервьюируемый выгибает бровь, подаётся вперёд.
Владлен: Много будет.
Хатанзеев: Ну как же... скрещивает руки на груди Стадо из кого состоит? Хоры-олени, их меньше всего, зато важные какие, важенок много, чтобы телят рожать, а телята ведь тоже головы, пока растут, и хабты потом... кастрированные, то есть, ездовые олени, спокойные, покладистые. Важенок на мясо не пустишь до последнего, детей и хоров тоже, а для разведения они все нужны. Вот так сотни голов и выходит.
Владлен: Хм-м...
Хатанзеев: Да и не живёт сейчас никто одной семьёй, кооперативы у нас были... стадо одно две тысячи голов. Знаете, хотя, мы ведь с вами народы разные. Вы осёдлые, а мы по тундре кочюем, вот столько оленей нам и нужно. (улыбается) Вы их как разводите вообще?
Зиновьева: (тихо) А ловко ты...
Владлен: Разные, разные. (кивает) Олени тоже у нас разные. «Важенка», «хор», это вы мужчина, женщина олень говорите? У наших нет такого, как у людей. Как у ваших оленей нет. Две три части делятся: пээшис, вуолыс. Взрослый, маленький. Они быстро растут, за [ыланёрщяг?], у каждого хуй, пизда есть, этих ваших схем и делений нет нужды.
Хатанзеев: Удобно!
Владлен одобрительно кивает.
Владлен: Однажды каждого забить нужно, а как же... иначе есть нечего.
Афанасьев: (внутренняя связь) М-хм, гермафродитизм. Интересно, от какой формы жизни олени это переняли? Вероятно, у слизевиков, раз они составляют большинство местной биомассы... Надо будет проверить мышей на интерсексуальность.
Хатанзеев: (внутренняя связь) Ты уж прости, но я пока не буду у местных спрашивать, что у них в штанах.
Зиновьева: (внутренняя связь) Конечно ещё рано, нам не настолько доверяют.
Афанасьев: (внутренняя связь) Если удастся выпросить труп...
Хатанзеев: (внутренняя связь) Ба! Вечно ты о своём!
Интервьюируемый чешет подошедшего оленя за ухом, и достаёт из-за пазухи несколько полосок вяленого мяса. Олень, обнюхав еду, принимается жевать.
Хатанзеев: Они у вас мясо едят?
Владлен: А ваши, что-ли, не едят?
Афанасьев: (внутренняя связь) Неудивительно, в таких-то условиях. Очевидная адаптация.
Хатанзеев: Ну... редко, скажем так. Обычно ягель.
Владлен: Ягелем одним не вкусно им будет питаться. Ягель, мясо вместе, самое питательное. Они счастливые должны быть.
Зиновьева: Слушай, Хаски.
Хатанзеев: Что такое?
Зиновьева: У оленей всегда такие зубы?
Хатанзеев: Нет.
Пауза.
Афанасьев: Простите, можно посмотреть в рот вашему оленю? Проверить кое-что, ничего плохого не сделаю.
Зиновьева: Подожди, так это же не его олень, а соседский.
Владлен: (пожимая плечами) Можно, хорошо.
Пауза.
Афанасьев: Мм-хм, да. Человеческие.
Зиновьева: Ну и мерзость.
Афанасьев: Пф-ф. Тебе надо медиком у нас поработать, не на такое насмотришься. Они тут хотя бы в правильном месте.
Владлен: (пожимает плечами) Зубы как зубы. Большие только.
[ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ РАСШИФРОВКИ ОПУЩЕНО ДЛЯ КРАТКОСТИ]
Вернуться в начало документа.
Приложение N57/1: Краткое описание полученных антропологических сведений.
Жители Nx-57 относятся к смешанному европеоидно-монголоидному типу, обычно низкого роста (порядка 140-150 см), худощавые и крайне бледнокожие: хорошо просматриваются крупные кровеносные сосуды. Наблюдаются признаки повально заболеваемости рахитом, но, что характерно, искривления позвоночника, конечностей, грудной клетки и пр. хоть и бывают заметны внешне, никогда не достигают такой степени, чтобы значительно мешать жизнедеятельности. Очевидным отличием от стандартных людей является слой тапетума в глазах и суженный горизонтальный зрачок, что позволяет им видеть в почти абсолютной темноте. На данный момент исследования судить об иных аномальных изменениях в телах жителей не представляется возможным.
Владлен (см. Интервью N57-3) за работой.Самоназвание народа — худьван как во множественном, так и единственном числе, что, судя по всему, имеет буквальныое значение: «оставленный» или «оставшийся». Общепринятое название нексуса, или, точнее, совокупности шести поселений — Элщадакель, — переводится как «убежище». Для неполного словаря см. Приложение N57/2.
Хозяйство и быт худьван схожи с оленеводческими народами севера, с поправкой на их условия проживания. Пользуются костяными, реже — каменными орудиями и достигают в изготовлении инструментов большого мастерства, известна холодная ковка металла (встречаются медные и золотые украшения), но отсутствует рудокопство — в свете этого примечательны следы доисторической горнодобывающей деятельности, обнаруженные в некоторых туннелях. Проживают они осёдло в компактных поселениях, где разводят НАВ-57-02, мясо которых употребляют в пищу вместе с грибами, съедобными частями ягелевых лишайников и некоторыми другими пещерными животными. Шкура, рога и кость НАВ-57-02 выступает основным источником для создания одежды, орудий, украшений, а также каркасов и покрытия жилищ. Распространено выращивание НАВ-57-03. Пища потребляется сырой или ферментированной, огонь неизвестен.
Хотя язык обитателей нексуса относится к угорской семье и больше всего схож с хантыйским, материальная и духовная культура значительно обособлены от всех других народов Западной Сибири. Одним из самых любопытных отличий является отсутствие полового разделения труда, разделение жилища на мужскую и женскую половину, и так далее.
Для украшения одежды и бытовых предметов практически не используется орнамент, вместо этого они украшаются отдельными символами, скорее напоминающими тамги. Распространены спирали и спиралевидные узоры, в особенности восьмирукавные — четыре длинных и между ними четыре коротких, с заворотом по часовой стрелке: «по солнцу». Подобные солярные символы часто встречаются у индо-иранских культур и позволяют заявить о том, что худьваны контактировали с ними в прошлом. Данное предположение не является из ряда вон выходящим: хорошо известен культурный обмен между скифами и предками народа манси в те времена, когда последние ещё проживали на юге Урала.
Поясное украшение худьванов.
Олений рог.Экономическо-социальный строй уместнее всего охарактеризовать как первобытный коммунизм. Хотя понятие создано для описания малочисленных сообществ охотников-собирателей, условия существования в подземной экосистеме Nx-57, видимо, таковы, что даже при большой численности населения, наличии скотоводчества и высокоэффективного использования его побочного продукта, количества произведённого ресурса недостаточно для преодоления жизнеобеспечивающего минимума и создания имущественного расслоения, за чем бы последовала стратификация общества и прочее. Ввиду этого общество остаётся эгалитарным, все способные к труду члены общества так или иначе задействованы в производстве, между ними отсутствуют существенные различия в плане имущества, богатства или образа жизни.
НАВ-57-02 находятся в общественной собственности: хотя у каждой семьи есть группа оленей, о которой они постоянно заботятся, они рассматриваются как часть стада, принадлежащего всему поселению. Распределение ресурса, полученного с забоя животного, проходит по принципу «каждому по потребности», причём это происходит естественно, из-за высокой социальности элщадакельцев: принято просить о помощи и, если нет возможности помочь самим, передавать клич другим. По словам жителей, так было всегда и это не является новшеством, насаждённым Отделом «П» ГРУ.
В результате взаимодействий с Отделом неопределённое количество худьванов старшего поколения знает русский язык, а также представляется русскими именами. Ни первое, ни второе не прижилось и не стало распространённой культурной практикой.
Верования худьван изучены плохо. Их религию можно назвать генотеистической, то есть, являющейся переходной ступенью от политеизма к монотеизму: признаётся существование множества божеств, но только одно считается достойным поклонения. Вышеупомянутые солярные символы являются знаком, который обозначает этого бога (или возможно, с учётом местной специфики, богиню), в речи на него/неё ссылаются словом ём — то есть «Добрый», «Хороший»; ср. манси ёмас, венгр. jó. Не было зафиксировано никаких религиозных ритуалов: они проводятся внутри храмов, разрешение на вход в которые ещё предстоит получить. Текущее местопребывание народа миф обосновывает необходимостью прятаться от взора злобных божеств, и несколько раз жителями упоминалось, что имеет место ритуальное побивание статуэток, изображающих этих богов — интересная инверсия общесибирской традиции почитания семейных деревянных фигурок духов-хранителей.
Один из интервьюируемых — около 19 лет, не имеющий устоявшегося имени и не знающий русского, — вскользь упомянул о существовании религиозных фигур, называемых саалюсоонь, и сказал, что они «отвечают за память» (т.е. сказители, хранители народной памяти?), прежде чем был прерван другой опрашиваемой. Этимология слова загадочна: соонь означает «сухожилие» и, в некоторых случаях, «вена», тогда как первая лексема пока неизвестна. Все другие худьваны, которых просили разъяснить значение этого слова, негативно реагировали на сам факт того, что работникам об этом известно.

Панорамный вид Поселения №1. В левой части видна мегалитическая храмовая структура.
Вопрос о взаимодействии жителей Nx-57 с другими народами или государствами до 1930-х годов до сих пор остаётся открытым.
Вернуться в начало документа.
Интервью N57-12
Собеседник: «Василиса», около 50 лет — жительница Поселения №4. Интервью записано на диктофон, проведено в Поселении №1.
D-1284609: Спасибо, что согласились на интервью.
Василиса: Ой-я-я, не надо тут этих пасибо.
D-1284609: Хорошо... Я тоже буду прямолинейна, наверное. Ваше имя, вас зовут... Рыжая-девочка-которая-вернулась, так ведь?
Василиса: Это старое имя, мне не нравится. Хотя оно конкретнее, чем Кёвыл-утотаа-вирыс-нээ. Почти как ваши имена. Но так-то оно так. Я вернулась.
D-1284609: Как это случилось?
Василиса: (громкий недовольный вздох) Советчики уже у нас тогда сидели лет... не знаю, до того, как я родилась. У них была школа на поверхности, я там была, у меня отец был прилежный октябрист, правда, обычно они к нам спускались. Я по-вашему чуть не первее научилась говорить, чем по-нашему. Советчики сначала... ничего плохого они не делали. Давали всем уроки, про Революцию, про Ленина, а мы рассказывали им про старину и Ём. Мы были им рады, они по духу в то же самое верили, что и мы. Только им не нравилось, как мы живём. Они, наверное, хотели, чтобы мы только Маркса и Сталина хвалили, ха.
D-1284609: Но потом они чего-то захотели? Что-то сделать, забрать?
Василиса: Не знаю. Я так никак и не поняла. Ясно дело, они хотели детей, и знали, что никто не согласится нас отдавать, они сразу пришли с оружиями.
D-1284609: Вы сопротивлялись?
Василиса: Они исстреляли отца у меня на глазах.
D-1284609: Мне жаль...
Василиса: Тьфу, опять пустые слова.
D-1284609: Извините.
Василиса: Я не знаю, куда нас увезли, у меня глаза совсем вышибло от света. Вроде бы мы на этом... вертолетателе, я очень много их видела из окна. В новой школе.
D-1284609: Что они делали?
По словам D-1284609, опрашиваемая поворачивается спиной и поднимает волосы, показывая длинный горизонтальный шрам на затылке — от уха до уха.
Василиса: Мне вскрывали только череп, кажется. Копошились там, больно не было, конечно, но жутко. Мне ещё повезло. У меня все органы с собой. Я умела говорить по-русски и знала историю партии, меня почти не били. Я помню умельца, которому показывали фильмы два дня к ряду. Он больше не разговаривал.
D-1284609: Боже.
Василиса: Ха, октябристы тоже говорили, что богов не признают, а сами «боже» да «господи».
D-1284609: Это фигура речи, мы не...
Василиса: Да знаю я, тьфу ты. Там было много детей... (пауза) Не из Элщадакеля. Но всё равно наши. Такой же веры. Почти такого же языка.
D-1284609: О... Это... любопытно.
Василиса: Да, очень. Нет, я не знаю, откуда. Если бы знала, не сказала.
D-1284609: Хорошо, хорошо. И, то есть... почему вас вернули?
Василиса: Потому что я была бесполезная, видимо. И потому что ваша война началась. Нас всех срочно куда-то развезли на вертолетателях и самолетателях. Наверное, кого-то из тех тоже вернули домой. Никого из моих друзей — нет.
Продолжительная пауза.
D-1284609: Зато Отдел потом вернулся, ведь так?
Василиса: (недовольно)Да, после войны, нет, я понятия не имею, что они делали, меня от них прятали. Спросите у Хозяйки Мёртвой горы.
D-1284609: О-окей... Большое спасибо за интервью, это всё очень ценная для нас информация.
Василиса: «Нас» это кто?
D-1284609: А?
Василиса: Вы явно не советчики. Язык, может, у вас такой же, но вы про нас совсем ничего не знали и не знаете.
D-1284609: Ох, они вам ни разу не объясняли? Другие исследователи?
Василиса: Может и объясняли, мне-то откуда знать.
D-1284609: Точно. Ну... Отдела Пэ больше нет. И Советского союза нет уже... сколько, пять с половиной ыланёрщэ яг.
Василиса: О-о, вот это оно как. И поделом.
D-1284609: Угу. Мы с командой работаем на Фонд SCP, он изучает необычные явления. Ваши пещеры, животные и грибы, это всё... из ряда вон выходящее. И вы тоже, без обид. Я бы тоже хотела видеть в такой тьме. Обычно нам приходится заставлять аномалии не высовываться, но тут вы сами справляетесь. Оно и к лучшему, раз Отдел с вами так обошёлся.
Василиса: Ме-е. Почему ты без костюма? Мне говорили, что вы к нам спускаетесь в такой... нелепой большой одежде. В вас даже людей сначала не узнали, когда вы только появились, перепугались, что вы ржавчина.
D-1284609: А, это... Я расходница.
Василиса: Как это?
D-1284609: Я должна прямо контактировать с аномалиями. (после паузы) Руководству будет не жалко, если я пострадаю.
По словам D-1284609, опрашиваемая резко меняется в лице.
Василиса: (взволнованно) Ужас какой. Почему? За что они так?
D-1284609: Ну... Я... (теряясь) Это надо кому-то делать! Зиновьева у нас главная и силовик, Афанасьев биолог, Хатанзеев этнофилолог. Если они умрут, будет больше проблем для миссии. Они ко мне хорошо относятся, правда.
Василиса: (более спокойно) Так а умирать-то у нас от чего...
D-1284609: Ну, не то чтобы умирать... Это место, туннели... Афанасьев говорил, тут есть эффект, который смешивает животных вместе. И не только животных. Вы, наверное, сами знаете... ну, зубы у оленей? Он провёл анализ генов, это значит... ну, в общем, они на 30% люди. (длительная пауза) И не только они, тут везде человеческие гены. В слизи на стенах. Даже в ягодках... И в вас, наверное, есть оленьи гены, раз у вас глаза... такие. Мы не знаем, что заставляет эффект работать. Наверное, само время нахождения под землёй, но защитные костюмы — если вдруг это заразное. А я... ну, я пока хорошо себя чувствую. Стабильно ничего не вижу.
По словам D-1284609, опрашиваемая задумчиво кивает.
Василиса: Ну-ну.
Конец протокола.
Вернуться в начало документа.
От: | bezhevayulia@scip.net |
---|
Кому: | zinovyevaksenia@scip.net |
---|
Дата: | 19 декабря 1996 |
---|
Тема: | Новости по Гитлеру |
---|
Привет! Большие новости, нашли соответствие между Джудеккой и одним объектом на содержании. SCP-2430 из Семнадцатой Зоны, это в Америке. Моссад его нашёл в Аргентине, не смог убить и передал нам. Совпадение идеальное, это что-то типа голема из кабаньего мяса.
Блин, так бредово со стороны звучит. Бессмертный клон Гитлера, надо же. В общем, я отправила в 17-ю запрос на обновление документации. Про Джудекку, конечно, мало что есть, но им понравится. Они хоть узнают, откуда он такой народился.
Юлия Бежева
Администрация по архивной безопасности
Зона 7
Обезопасить, Удержать, Сохранить
От: | bezhevayulia@scip.net |
---|
Кому: | zinovyevaksenia@scip.net |
---|
Дата: | 23 декабря 1996 |
---|
Тема: | Re: Новости по Гитлеру |
---|
Привет, странные новости. Очень резко поступил запрос передать все оригинальные доки по Джудекке в ведомость SITRA ACHRA, подписан О5-4. По ним почти все данные засекречены, эксклюзивный допуск, даже Крнънтскова не может посмотреть, что у них там. Это какой-то совместный проект с ГОК, очень серьёзные ребята.
SITRA ACHRA, похоже, занимается Отделом. У них в ведомстве несколько ООЗ и даже данные по Нарьяну, помнишь ты их искала? Есть ещё какая-то ГОЗ, Чёрная Ложа, у них тоже все данные по ней. В базе данных есть свора "Чёрная Ложа Охотников", 0432, и все данные по ней тоже засекречены по их специальному допуску. Любопытные дела.
В общем, я думаю, что ваша Киммерия это тоже их профиль, раз ты и так подозреваешь, что она связана с Джудеккой. Мы пока не стали направлять им данные по нексусу, но я рекомендую это сделать как можно скорее. Можешь сразу написать смотрителям, но я нарыла пару адресов работников Ситры. judithlow@scip.net у них какая-то важная шишка.
Юлия Бежева
Администрация по архивной безопасности
Зона 7
Обезопасить, Удержать, Сохранить
От: | zinovyevaksenia@scip.net |
---|
Кому: | judithlow@scip.net |
---|
Дата: | 23 декабря 1996 |
---|
Тема: | Judecca Project connections? |
---|
Good morning! We and our team were researching a Nexus (Nx-57) for the past nearly 3 years, and i was recently notified that it might be just the thing SITRA ACHRA Project might be interested in. I'm of high suspicion that our nexus has some ties with the Judecca Project you recently investigated, it was also a point of interest of the Department P of GRU.
Please, have a look.
Ксения Зиновьева,
Директор учреждения
Временная Зона 28.
Обезопасить, Удержать, Сохранить
Директору
Вишерского учреждения содержания нексуса при Российском филиале Фонда SCP,
Временной Зоне 28,
Зиновьевой К.А.
PROJECT: SITRA ACHRA
Захари Аллен, ▙▛▜▚▚▟
26 декабря 1996 г.
Ксения Александровна,
Я не могу не похвалить продуктивность ваших подчинённых. Объём исследований, проведённых ими с нуля за столь короткий срок, впечатляет, равно как и свойственная всем вам готовность рисковать жизнью и исследовать нексус лично.
Ситра Ахра занимается саркицизмом. Вы вряд ли слышали такое название, потому что мы засекретили всё, что относится к этому явлению. Это древняя религия, которая под влиянием иномировых колонизаторов появилась в Западной Сибири на останках другой, не менее отвратительной аномальной цивилизации, и разнесла себя по всей Евразии на остриях костяных копий и клыках чудовищ из человеческой плоти. Война с предшественниками Церкви Разбитого Бога уничтожила саркическую империю, но он успел пустить глубокие корни в местах, по сей день изолированных от цивилизации. Урал. Сибирь. Балканы. Сейчас его исповедуют либо отсталые дикари, вроде тех, с кем пришлось иметь дело вам, либо до абсурда ублюдочные аристократы, третьего не дано. Чёрная Ложа — единственное исключение, но русские мафиози явно ни тех, ни тех не лучше.
Саркики занимаются каннибализмом, поклоняются болезням, приносят людей в жертву и, что более важно, им известны методики преобразования плоти в иные формы. Вы, как видно из кропотливо составленных вами отчётов, посчитали, что экосистема пещер — результат некой первичной аномалии, что местные жители всего лишь адаптировались к ней, и посему классифицировали это место как нексус.
Вы совершили ошибку. Можно безошибочно сказать, что жители Nx-57 — саркики, а это говорит о том, что аномальная экосистема полностью создана, а вернее, модифицирована ими, чтобы полностью перейти на подземный образ жизни. Мы уже сталкивались с целыми саркическими народами, и два из них наслаждаются свободой, потому что, во-первых, в толпе их не отличить от обычного человека, во-вторых, потому что не представляют особой опасности, а в-третьих — потому что они одинаково далеки как от самого современного саркицизма, так и от самого древнего. Но про худьванов то же самое сказать нельзя.
Вы изучили их недостаточно хорошо. Вы не побывали и в половине поселений нексуса, даже в одной четвёртой, потому что они вам не разрешили, и, следовательно, понятия не имеете об уровне угрозы, который они могут представлять человечеству.
Изучив материалы, предоставленные вами, мы пришли к выводу, что на деле вы имеете дело с почти нетронутым осколком Бессмертной Империи. Медленно растущим, набирающим силы, готовящимся излиться на поверхность ордой отродий, или, может, одним гигантским. Вы, как москвичка, знали, что под городом находится труп великана размером с Эйфелеву башню? В любой момент Балканы могут снова стать охотничьими угодьями для подземной твари размером с Афганистан.
Наверняка из-за резкого тона моего письма вы уже подумали, что я собираюсь отправить вас под Трибунал. Прошу прощения, такой уж я человек. Я ни в чём вас не виню, раз уж на то пошло, то вся вина лежит на мне. Наша излишняя секретность помешала сотрудникам «внизу» сразу распознать угрозу.
Теперь вы — часть Проекта Ситра Ахра. Ожидайте прибытия специалистов. Исходя из того, что вы успели узнать, худьваны, по крайней мере те, что живут в первых двух поселениях, не особо опасны — если, конечно, они не скрыли это от вас. Если вы с вашим мягкосердечным подходом действительно заставили их вам доверять, то у них не должно быть никаких проблем с тем, чтобы дать нам всё осмотреть. Если же нет, то у нас всегда есть с собой огнемёты.
С уважением,
Доктор Захари Аллен, член Объединённого командования Проекта: СИТРА АХРА.
Вернуться в начало документа.
Нексус №: Nx-57
Гражданское наименование: Элщадакель
Численность населения: 13 200
Класс Нексуса: Данвич
Карта гор, под которыми располагается нексус.
Наведите для увеличения.
Протокол взаимодействия: Из-за удалённости Nx-57 меры поддержания секретности ограничиваются недопущением прокладывания туристических маршрутов ближе чем на ██ к любому из известных входов в нексус, за что отвечают служащие Вишерского заповедника, не осведомлённые об истинной природе деятельности Организации и самой аномалии. На территории нексуса допустимо проведение антропологических, археологических и иных изысканий, но любая подобная активность должна быть согласована с его обитателями посредством персонала Временной Зоны.
Жители Nx-57 в большинстве своём проявляют к сотрудникам Фонда неприязнь и недоверие. Не рекомендуется находиться в там без вооружённоый охраны, несмотря на то, что с 1997 года не было зафиксировано случаев агрессии ни с их стороны, ни со стороны SK-BIO типа 004.
С 18.10.2011 жителям нексуса разрешается выходить на поверхность при предоставлении разрешения от Временной Зоной 28 и под присмотром персонала. Такие запросы редки, но имеют место.
Учреждение содержания: Временная Зона 28
Описание: Nx-57 обозначает шесть подземных поселений, залегающих на глубине около ███ метров и расположенных на юге горного хребта Поясовый Камень, на южной границе Республики Коми и Свердловской Области. Они соединены между собой «магистральными» тоннелями искусственного происхождения около шести метров в ширину, что образует собой ломанную линию протяжённостью 11,4 километров. Помимо этого, проложено множество других тоннелей, и общая площадь подземной сети, считая естественные пещеры, составляет ████ км2. В пещеры существует несколько входов, как естественных, так и искусственных, но все известные уже, как считается, находятся под наблюдением Организации.
Поселения находятся друг с другом в постоянном контакте и расположены следующим образом:
- под горой Саклаимсоричахл
- под высотой 1075.3
- под горой Сомъяхнёлчахл
- под горой Хозьяталяхчахл
- под высотой 1007.0
- под горой Холатчахль
Статус Элщадакеля как нексуса находится под некоторым сомнением. Стандартная формулировка предполагает, что нексусом называется населённая людьми локация повышенной аномальной активности, чьи спонтанно возникающие аномалии чётко ограничены территориально и объединены тематически — тогда как местная аномальная экосистема была намеренно приведена в текущее состояние предками текущих обитателей нексуса, и, технически, сама сеть пещер не является аномальной зоной. Тем не менее, в целях удобства классификации локация до сих пор числится в базе данных как нексус.
Как упомянуто выше, в Nx-57 обнаружено несколько видов карномантически модифицированных организмов (полный список см. в Приложении N57/C), образуюзих взаимосвязанную экосистему. Наиболее примечательными являются SK-BIO Типа 𐍝: население нексуса, протосаркический народ худьван. В популяции многих протосаркических общин присутствуют карномантически изменённые личности, но в данном случае вся популяция имеет передающиеся по наследству изменения, ввиду чего они и классифицируются как саркические организмы.
Данные изменения, прежде всего, затрагивают гены, отвечающие за развитие глаз, выработку витамина D, а также структуру мозга. Глаза у всех особей SK-BIO Типа 𐍝 соответствуют таковым у северных оленей, позволяя видеть в почти абсолютной темноте; их тела способны вырабатывать витамин D без участия солнечного света — хотя его количества недостаточно, чтобы, в условиях постоянного нахождения под землёй, полностью предотвращать симптомы рахита.
Самоназвание худьван — отглагольное причастие, образованное от худь, «оставлять», что образовано от протоугорского глагола *kaďa- с таким же значением. Причём понятие «пепел, сажа» в худьванском выражается этим же словом, в отличие от других угорских языков, где этот термин выражается существительным, произошедшим от протоугорского *kaďa- + *-ma. Типичное для других саркитов религиозное самоназвание, однокоренное с древнеадитским словом nälkä («голод», а также название религии), среди худьван встречается редко, касаясь в основном иных саркических народов, и звучит как няхликой.
Район Поселения №4 в непосредственной близости
от храмовой структуры.Каждое из поселений Nx-57 располагается в гигантских подземных полостях и основано вокруг храмовых построек, стиль которых укладывается в древнесаркическую (калмактамскую) архитектуру — экстерьер выполнен из глыб чёрного камня габбро, интертьер состоит из живой плоти. Политическим устройством худьван является прямая демократия: жители используют храмы не только для проведения религиозных обрядов, но и для общественных собраний, посвящённых решению коллективных вопросов (ср. новгородское вече) — при этом решения, касающиеся всего Элщадакеля, обсуждаются на съездах в Поселении №3, самом крупном из них. Не существует чёткого порядка того, кто представляет интересы поселений на съездах, но значительную роль обычно играют голоса худьван, известных за те или иные заслуги, а также религиозных фигур саалюсоонь (см. Приложение 57/A).
Храм в Поселении №6 серьёзно отличается от остальных по стилю и, как считается, был возведён не Калмактамой (подробнее см. Приложение 57/B), и более того — его внутренности медленно разлагаются, хотя худьванские пастыри плоти предпринимают усилия по поддержанию в них жизни, с неутешительными результатами. Сообщается, что такое состояние вызвано неудачной реализацией Проекта Полифем Отдела «П» ГРУ в 1959 году.
Жители поселений активно сообщаются между собой и хотя децентрализовано, но эффективно обмениваются ресурсами — как мясом и прочими материалами, полученными с забоя аномальных оленей SK-BIO Типа 𐍞, так и изготовленными украшениями, инструментами и прочими предметами. Равномерная общественная иерархия и отсутствие сильного имущественного расслоения является, в значительной степени, следствием типичной для раннего саркицизма эгалитарной идеологии. Для худьван также характерна высокая мобильность в пределах всего нексуса, для чего в качестве транспорта используются 𐍞. Данные перемещения разнятся от дипломатических или паломниеских поездок, переездов на другое место (не по нужде, так как живут они осёдло, а по личным причинам), до деловых поездок и нанесения визитов знакомым.
По заверениям жителей, у сообщества никогда не было своего Карциста.
Приложение N57/A: Традиция саалюсооней.
Некоторые из представителей SK-BIO Типа 𐍝 являются носителями прионного заболевания, которое не является для них летальным, но в то же время ответственно за [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]. Для людей, не являющихся особями 𐍝, оно не только смертельно, но и не вызывает первичного аномального эффекта — мозг худьваней изменён таким образом, чтобы позволить █████████████ третичной структуры прионов. К счастью, передача приона возможна только при упортреблении насыщенной им ткани: таковой являются ткани мозга заражённых.
Общая численность саалюсооней в Элщадакеле насчитывает 4 человека. С 20██-го года для изучения данного феномена и [УДАЛЕНО] был начал Проект ЛАВХУЛ МАХФУЗ, участником и объектом изучения которого является Хозяйки Холатчахль младшая дочь (Кола-сякыл-имэ-понь-лые), текущий носитель самой хронологически древней линии прионов. Предыдущий саалюсоонь этой линии находился на содержании Зоны 7 с 1997 года в качестве залога повиновения Nx-57 требованиям Фонда, но не была задействована в столь же детальных исследованиях.
Приложение N57/B: Историческая справка.
Предки SK-BIO Типа 𐍝 перешли на подземный образ жизни когда-то в период 1200-1150 гг. до нашей эры, после или во время войны между Империей Калмактама и средиземноморским механитским государством. Легенды худьван упоминают «великий пожар», «ночью сходящее с небес солнце» и «несвятую болезнь, от которой не излечиться, кости от которой гниют» — отголоски применения механитами оружия массового поражения. Генетический анализ показывает, что среди их предков есть как древнейшего северноуральского населения так и следы самых разных примесей; в их числе всё же превалируют гаплогруппы, носители которых в те времена кочевали на юге Восточно-Европейской равнины.
Очевидно, что подземная сеть нексуса более древняя. Датировка мегалитических храмов показывает, что они были построены около 1700 годов до нашей эры, то есть в «золотой век» империи саркицистов. При этом ещё раньше, около 2300-1800 гг., здесь проводилась активная разработка месторождений медной руды и других минералов и рудных металлов, о чём свидетельствует шахта, проложенная на глубину основного залегания Nx-57 — один из бывших входов в пещеры нексуса, заваленный уже несколько тысяч лет. При исследовании этих рудокопных тоннелей было найдено несколько запечатаных или заваленных комнат, архитектура которых совпадает с ритуальными площадками Дэвитов. Вырезанная на стенах письменность [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ], а в углублениях в земле найдены следы человеческой крови. В какой-то момент дэвиты ради повышения продуктивности шахты перешли на использование дэриэтов вместо живых рабов.
Храм в Поселении №6, под горой Холатчахль, куда также ведут заваленные шахты, был построен именно дэвитами — об этом свидетельствует его архитектура, разительно отличающаяся от остальных храмов. Он представляет собой относительно небольшой зиккурат, сложенный из тщательно обтёсанных блоков габбро. Значение этого неясно.
Информация о контакте худьван со внешним миром до прихода Отдела «П» скудна. Известно, что Элщадакель редко и нерегулярно контактировал с соседними народами Урала, а также, как минимум в одном случае, принимал саркитов-беженцев.
Nx-57 появляется в общих учётных книжках Отдела «П» как ООЗ «КИММЕРИЯ» в 1934 году. Действия Отдела в нексусе поначалу ограничивались ведением просветительно-пропагандирующей деятельности. В 1940 году стартовал Проект Нарьян по научному изучению пастырства плоти и применению его в народном хозяйства и военном деле: в рамках проекта у худьван было насильственно изъято около 30 детей. Проект, также задействоваший детей из других саркических сообществ по всей территории СССР и сопряжённых стран, в конечном итоге не принёс значимых плодов — причиной неудачи считается непонимание того факта, что lihakut'ak (ликакыӈке на худьванском) является скорее приеобретаемым, изучаемым навыком, и в гораздо меньшей степени зависит от врождённого потенциала, чем психические способности, на которых фокусировались советские изыскания в области психотроники.
Помимо этого, в учётных книжках за 1951-1959 года к «КИММЕРИИ» был приписан Проект Полифем. Все данные о нём, равно как и вся документация Отдела по ООЗ, были намеренно уничтожены работниками Отдела. Местные жители, аналогично, упорно скрывают любую известную им информацию о проекте. Фонд располагает некоторыми сведениями о личности, известной как Хозяйка Холатчахль или же Хозяйка мёртвой горы — она также является приёмной матерью Субъекта LVHMHF, — но её местоположение или внешние приметы неизвестны, вероятно намеренное укрывание.
Нексус был повторно обнаружен Организацией в конце 1994 года и с тех пор активно изучался, но из-за уничтоженной документации Отдела аномалия попала в поле зрения Проекта СИТРА АХРА только в 1996 году. Роль, безусловно, сыграло то, что любые сведения о саркицизме тогда были строго ограничены сотрудниками Проекта. При последовавшей экспедиции под землю удалось избежать потерь как личного состава, так и среди жителей, благодаря дипломатической работе, проведённой изначальной командой Временной Зоны 28 (Ксения Зиновьева, Антон Афанасьев, Хасава Ханатзеев, D-1284609) на съезде поселений, экстренно созванном после объяснения серьёзности ситуации и возможности «агрессивных действий» Проекта СИТРА АХРА в случае неповиновения жителей.
Указанная «агрессия» являлась следствием превалирующей на тот момент теорией, что саркицизм так таковой имеет внеземное или иномировое происхождение и является, в сущности, колонизаторским проектом т.н. «Святилища», стоявшего за SCP-2480 — аномалией, в ответ на исходившую от которой угрозу конца света класса SK и был создан Проект СИТРА АХРА. Ввиду этого, от, казалось бы, нетронутого со времён Калмактамы сообщества саркитов ожидался сходный уровень угрозы.
Уровень представляемой угрозы безопасности человечества, по результату, был оценён как незначительный.
Вернуться в начало документа.